Коренные народы ЯНАО - Ненцы

Традиционными занятиями ненцев являлись рыболовство и охота зверя, птицу и диких оленей. До 18 века домашних оленей разводили только в качестве транспортного средства и как помощника в охоте (домашний олень приманивал диких). С 18 века к традиционным занятиям добавилось оленеводство. Помощником ненца-оленевода стала специально обученная собака – лайка.

Оседлые ненцы жили в домах в поселках. Дома ненцев отличались от домов русских немного меньшим размером и отсутствием двора с хозяйственными постройками. Кочевые ненцы жили в чумах – разборных шестовых жилищах. Для постройки чума используют 25-50 длинных еловых шестов, расставленных по кругу под углом к центру и скрепленных между собой концами. Летом в качестве покрытия чума использовали бересту или оленьи шкуры в один слой (сейчас используют брезент), зимой чум покрывают двойным слоем оленьих шкур. Оленье стадо выпасали несколькими родственными семьями, поэтому стойбище состояло из нескольких таких чумов.

Среди ненцев был распространен анимизм – ненцы верили, что их окружают духи. Главным духом считался Нум – дух неба, покровитель погоды, он мог управлять снегом, молниями, дождем и бурями. Другими почитаемыми духами были духи стихий – воды, земли, леса, огня, реки, озера. От воли этих духов зависело вернутся ли охотник и рыболов с богатой добычей или придут ни с чем, поэтому духов старались задобрить жертвоприношениями.

В качестве жертвы в основном использовался олень (многих духов можно было задобрить только принеся в жертву белого оленя), для задабривания злого духа, вызывающего болезни, приносили в жертву собаку, также известны человеческие жертвоприношения (например, для задабривания духа воды выпавшего с лодки рыбака не спасали). Наибольшую силу имели жертвоприношения, совершенные в специальных культовых местах.

Помимо природных духов у ненцев существовали и семейные духи-покровители. Это могли быть фигурки из дерева или небольшие камешки необычной формы. Духи-покровители «жили» в специальном сундучке, который передавался по мужской линии. По женской линии передавался только один дух-покровитель – «старуха чума», которая отличалась от остальных духов тем, что не имела материальной основы и состояла лишь из крошечной одежды.

Особый интерес представляют взгляды ненцев на загробный мир. Ненцы верили, что умерший человек попадает в мир мертвых, там он живет также как и на земле – охотиться, рыбачит, разводит оленей, живет он ровно столько же лет, сколько прожил до смерти. Все животные в загробном мире – это животные, которые умерли на земле.

В мире мертвых все зеркально миру людей: день и ночь поменялись местами, целое будет сломанным, а сломанное целым и т.д. Данные представления лежат в основе погребального обряда ненцев. В гроб умершему клали принадлежащие ему вещи, которые должны пригодиться в загробной жизни, но в соответствии с представлениями о мире мертвых эти вещи предварительно портили. Нарты (ненецкие сани), предназначенные для мертвого, просто переворачивали вверх дном.

В последние годы национальная культура народа и древние традиции вытесняются современными, однако в сельской местности и у ненцев-оленеводов еще сохраняются национальные традиции, праздники, погребальные обряды и культ духов-хранителей.

В начало


Салехард

Фотогалерея

Птичка кедровка

ЯНАО - баннерообмен